В настоящее время, для развития и процветания нашей республики необходимо, чтобы человек получил образование, хотел работать и всячески способствовал развитию своей республики. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и красотам родной природы.
Для формирования данных качеств Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь из 13 направлений определено основное направление идеологической работы – гражданско-патриотическое. В нашем учреждении образования создана достаточно эффективная система гражданско-патриотического воспитания, которая имеет четко определенную цель, задачи, а также хорошо апробированные формы и методы работы.
Итак, в нашей системе гражданско-патриотического воспитания выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: управление, содержание, организация, общение.
Управление системой - это четко поставленная цель - привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, и формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
- диагностика гражданско-патриотического воспитания и деятельности его участников;
- обеспечение целостности гражданско-патриотического воспитания (единства его целей, содержания, форм и методов);
- организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса;
- организация сотрудничества УО, семьи и общественности;
- гуманизация отношений между взрослыми и детьми.
Данное управление осуществляется при сочетании педагогического управления с детским самоуправлением. В УО провозглашена «Республика интересных дел». Органы самоуправления в РИД формируются на демократической основе. Путём тайного голосования выбирается Президент и создаётся Президентский Совет, в состав которого входят: секретарь ПО ОО «БРСМ», председатель Совета дружины, председатель Совета друзей организации «октябрята». Президент руководит работой кабинета министров (ученического правительства). В состав кабинета министров входят министерства: образования, закона и права, здравоохранения и спорта, печати, труда, культуры, экологии, которыми руководят министры. В свою очередь кабинет министров сотрудничает с руководством УО.
Такая форма организации самоуправления в ученическом коллективе способствует реализации на практике следующих прав детей:
- право самим воспитанником планировать деятельность;
- право самим реализовывать свои планы;
- право регулярно обсуждать и самостоятельно оценивать результаты деятельности, используя различные формы самоуправления: собрание ПО ОО «БРСМ», пионерский сбор, общее собрание, совет дела;
- право самим выбирать лидеров и давать поручения друг другу;
- право критики в любой адрес.
Организация гражданско-патриотического воспитания – это упорядочение всех частей системы и деятельности всех ее участников для придания ей целеустремленности, для оптимизации ее функционирования и развития.
Также система способна к самоорганизации, т.е. она может порождать новые структуры и структурные элементы (например, на основе личных интересов и симпатий, без каких-либо руководящих указаний может сформироваться активная и работоспособная творческая группа, которая возьмет на себя важную для всей системы функцию).
Общение как обязательный компонент системы представляет собой единство трех элементов: информационного (обмен информацией), перцептивного (адекватное восприятие друг друга, взаимопонимание), интерактивного (взаимодействие людей, включенных в систему, их взаимное влияние друг на друга).
Содержание гражданско-патриотического воспитания включает два аспекта:
- совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и др. компонентов, входящих в данное направление;
- различная деятельность по усвоению содержания гражданско-патриотического воспитания, приобретению опыта, развитию личности.
Сформировав данную систему для формирования гражданско-патриотических качеств, учащиеся учреждения образования принимают активное участие в следующих направлениях:
- образовательные программы учебных предметов;
- организацию исследовательской работы учащихся, развитие детских и молодежных инициатив;
- использование возможностей межпредметного подхода;
- систему факультативных занятий;
- различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы;
- посредством участия детей в работе органов ученического самоуправления, общественных объединений БРСМ, БРПО;
- изучение краеведческих материалов;
- работу волонтёрских отрядов;
- участие во всевозможных конкурсах.
В системе работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся используется календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных дат.
Активно используется в гражданско-патриотическом воспитании атрибутика и символика, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования, и как результат, знание учащимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства является одним из первостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств.
Система работы по ГПВ реализуется учреждением образования в пионерской дружине и первичной организации БРСМ по пяти направлениям:
«Я - гражданин Республики Беларусь»
«Моя организация»
«А память священна»
«Спадчына»
«Природа - наш дом, ты - хозяин в нем»
Первое направление: «Я - гражданин Республики Беларусь» включает в себя проведение информационных часов по данной тематике, конкурсы творческих работ «Мои права и обязанности», круглые столы с участием представителей РОВД, КСУП «Красный боец», КСУП «Нива-Барсуки», проведение урока «Я - гражданин Республики Беларусь», просмотр видеоматериалов, телепередач по данной тематике, а также экскурсионные поездки по городам Беларуси, спортивные мили и велопробеги «За Беларусь!»
Второе направление: «Моя организация»: коллективное планирование мероприятий, создание летописей пионерской дружины и первичной организации, организация встреч с ветеранами пионерского движения в День пионерской дружбы, сборы и отчетно-выборные собрания, конкурсная программа «Лидер года», концерт - конкурс пионерских песен, день самоуправления, помощь узникам, пожилым и одиноким людям.
Работа по созданию условий для функционирования на базе учреждения детских и молодёжных общественных организаций, укреплению их авторитета, увеличению численности ведется в сотрудничестве с районным комитетом ОО «БРСМ», районным советом ОО «БРПО», администрацией учреждения, классными руководителями.
В школе функционируют:
- ОО «БРПО», в состав которой входит 72 учащихся 2-10 классов (30 октябрят 2-4 классы (100%), 23 пионера 5-8 классы(100%);
- п/о ОО «БРСМ», которая составляет 19 учащихся 9-10 классов (100%)
В работе ДОО соблюдается принцип преемственности. Члены БРПО по достижению 14-летнего возраста вступают в ряды БРСМ.
Третье направление: «А память священна», соприкасается с героическим прошлым своего народа, изучая и сохраняя традиции поколений. Работа ведется совместно со школьным музеем. При организации данного направления проводятся следующие мероприятия: сбор воспоминаний, детей военной поры, создаются альбомы о жизни и борьбе пионеров в годы Великой Отечественной войны и об их вкладе в Победу, организуются походы по местам боевой славы по территории района, проводятся акции по благоустройству памятников и могил погибших в годы войны, фестиваль «Песни военных лет», оформлены фотозоны «Война и современность», «Никто не забыт».
Четвертое направление: «Спадчына», с помощью возрождения национальной культуры вызывается интерес у школьников к фольклору, народным праздникам и обрядам. Основными формами организации используемыми в данном направлении являются работа школьного музея, участие молодежи в празднике деревни, «Купалье», «Каляда», «Дожинки» и др., организуются встречи с интересными людьми деревни, с мастерами-умельцами, концерт, конкурс сочинений ко Дню матери, программа семейного отдыха «Весеннее настроение», «Семейный корабль», выполнение творческих работ «Моя родословная», в которой каждый ребенок может изобразить свою родословную в виде творческой работы, проводятся краеведческие походы по малой родине.
Пятое направление: «Природа—наш дом, ты—хозяин в нем», природа является также одним не мало важным фактором в формировании гражданственности. Данное направление включает в себя проведение экскурсий на природу, походов выходного дня, многодневных походов; экскурсий на КСУП, по Беларуси, организация природоохранной деятельности (экологические акции: посадка аллеи, уборка мусора, сбор семян, и т. д.) и научно-исследовательской работы (работа над научными экологическими проектами в рамках районных, областных, республиканских конкурсов), участие в республиканских и районных субботниках, трудовых и экологических акциях по благоустройству агрогородка.
Так же большое значение в процессе формирования гражданско-патриотических качеств играют родители, так как, чтобы стать достойным гражданином в первую очередь необходимо любить и ценить самых близких нам людей – родителей. Поэтому УО активно старается подключить семью к процессу воспитания. В учреждении образования проводятся различные мероприятия участие в которых принимают не только дети, но и их родители.
Приобщение учащихся к культурным ценностям в учреждении ведётся через активную работу по посещению музея боевой славы, который находится в УО, выставок, концертных программ.
В целях формирования информационной культуры учащихся и педагогов учреждения, умения работать с различной информацией в учреждении на протяжении многих лет существует система информирования:
- каждый понедельник в УО проводятся общешкольная линейка для информирования учащихся и педагогов с обязательным исполнением Гимна РБ;
- еженедельные информационные часы для учащихся (включены в расписание);
- каждый второй четверг День патриота;
- каждый четвёртый месяц развитие информационного проекта «ШАГ»;
- еженедельные часы общения.
Особенно важной становится деятельность педагогического коллектива по формированию у учащихся социального оптимизма и гражданской зрелости, умения взвешенно давать оценку событиям, происходящим в стране и за ее пределами, умения отстаивать свою точку зрения.
2021 год объявлен годом народного единства. В учреждении проводится целенаправленная работа в донном направлении.
Работа с детьми и молодежью в области формирования патриотизма является актуальной в настоящее время. Гражданско-патриотическое воспитание занимает центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас, педагогов, есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов своей страны. А стабильные высокие результаты говорят о целенаправленной и систематической работе нашего учреждения.
За участие в мероприятиях по гражданскому и патриотическому воспитанию за 2020 - 2021 г.г. имеются следующие достижения:
- лауреат республиканского конкурса музеев учреждений образования «Во славу общей Победы» в номинации «Виртуальная экскурсия по экспозиции музея учреждения образования» (рук. Кудаева Л.А.);
- диплом 3 степени областного этапа республиканского конкурса музеев боевой славы «Их подвиг мы в сердце храним» работа «Они освобождали Павловичи» в номинации «Музейный образовательный проект» (рук. Кудаева Л.А.);
- диплом 2 степени в районном этапе республиканского конкурса «Войны священные страницы навеки в памяти людской» в рамках областной героико-патриотической акции «Великой Победе - 75!» (Царенко Даниил, учащийся 10 класса, руководитель Кудаева Л.А.);
- победитель в конкурсе исследовательских и творческих работ «История Великой Отечественной войны в истории моей семьи» среди учащихся базовых школ Могилевской области (Царенко Даниил, учащийся 10 класса, руководитель Кудаева Л.А.);
- диплом 2 степени в районном конкурсе исследовательских работ «Педагоги школы – участники Великой Отечественной войны» (рук. Кудаева Л.А.);
-диплом 3 степени в районном этапе областного конкурса фотографий-мотиваторов «Дом наш, ласкаю сагрэты» в номинации «Природа Беларуси» (Лазарева Валерия 7 класс, рук. Кашталенко А.А.);
- диплом 2 степени районного этапа областной интеллектуально-развлекательной игры «Пионерский квиз» в возрастной категории 9-10 лет (руководитель Иванова Л.В.);
- 2 диплома в районном этапе VI Республиканского смотра-конкурса детского творчества «Здравствуй, мир!» (Радаева Виктория, учащаяся 5 класса, рук. Луканович С.В.; Пытель Ангелина, учащаяся 9 класса, рук. Макаронок А.Р.)
разгарнуць » / « згарнуць