Цель: формирования гражданственности и патриотизма, национального
самосознания.
Задачи:
расширить кругозор учащихся, наблюдательность;
повысить интерес к истории Отечества;
воспитывать чувство настоящего хозяина родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края;
Подготовительная работа:
- Подбор материала по данной тематике (подготовка карт, пословиц, стихи, презентация).
- Формирование 2 команд.
Оформление:
Листы бумаги, маркеры, фломастеры, клей, названия команд «Василек», «Колосок», подготовка маленьких цветочков для выставления баллов.
Форма проведения: практикум, игровая деятельность.
Эпиграф: “Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.
Вступительное слово учителя
– Добрый день, ребята. Сегодня на нашей встрече мы поговорим о нашей Родине, нашем славном государстве.
Упражнение “Салфетка”.
Инструкция: – На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
Учитель: – Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат?
Дети отвечают.
Учитель:– Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.
– Как вы считаете, что может объединять нас с вами?
Дети называют.
- Да, все мы – жители замечательной страны. Наша Родина – Белоруссия. И мне бы хотелось нашу сегодняшнюю встречу назвать «Родимый край мой - Беларусь!»
- Эпиграф:
“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.
- Белая Русь, Родина, Отчизна, родимый край, родная сторона, отчий дом - самые дорогие слова для белорусского человека (учащаяся в нац. костюме читает стихотворение)
Яна мне дадзена адзіная
На ўсё жыццё, на цэлы век.
Мая адзіная, радзімая
Ў вянках лясоў істужак рэк.
Заусёды самая прыветная,
Як сонца, свеціцца сама,
Жыве, як мара запаветная,
І роўных ёй — нідзе няма.
Яе праменнямі сагрэтая,
Наліта сілай маладой,
Іду, нястомная, па свету я
Яе часцінкаю жывой.
I ганаруся ўсюды смела я,
Што вырасла на той зямлі,
Якую клічуць Руссю Белаю,
Што тут дзяды мае жылі.
Учитель:– Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной - местом, где родился и вырос. Наша Родина - Республика Беларусь - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля, таинственные лесные озера и овраги, чего только нет в нашем краю! (учащаясяв нац. костюме читает стихотворение)
Ты такіненаглядны –
Мой радзімы куточак зямлі.
Ты такі ненаглядны –
Край, дзе крылы узнімаюць буслы,
Дзе асколачкам неба
Васілёк у мірным полі цвіце
I ля кожнай хаццінкі
Прыгажуня бяроза расце,
Край азёраў глыбокіх
I чаромхавых белых завей,
Ідэалаў высокіх,
Працавітых і шчырых людзей.
Тут з адкрытай душою
Запрашаюць гасцей у свой дом.
Тут накормяць, напояць,
Абагрэюць сардэчным цяплом.
Мая Беларусь... Это зубры в Беловежской пуще. Это бобры, медведи в Березенском заповеднике. Это лоси и дикие кабаны в Налибоцкай цуще. Это вековые дубы, липы, клены, сосновые боры, березовые рощи, душистые луга... Куда бы ни поехал, везде тебя встретят Неповторимые “краявиды”.
(ученик в нац. костюме читает стихотворение)
Мой родны кут, як ты мне мілы!
Забыць цябе не маю сілы!
Не раз, утомлены дарогай,
Жыццём вясны мае убогай,
К табе я ў думках залятаю
І там душою спачываю.
Учитель. – Краем красивых городов встаёт Беларусь перед глазами каждого, кто приезжает сюда, чтобы познакомиться с природой, жизнью и бытом её народа.
(учащаяся в нац. костюме читает стихотворение)
Змалку звалі цябе
Мы прыгожай Дадзімаю.
Беларусь, Беларусь,
Як ты сэрцу любімая!
Беларусь, над табою
Неба з яснымі зорамі.
Паглядаеш на іх
Ты вачамі-азёрамі.
Быць Беларусам –
Гэта значыць
Свайго ні гуку не забыць,
Усё чужое перайначыць,
Каб Беларусі вечнай быць!
Быць Беларусам –
Гэта значыць
За родны край згараць на дым,
Па-беларуску чуць і бачыць
На гэтым свеце і на тым.
Учитель:– Ребята, вы разделились на команды «Колосок» и «Василёк» и сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре-соревновании.
1 ЗАДАНИЕ
– Вам необходимо сложить из пазлов картинку – границу нашей страны. Кто быстрее это сделает, тот и победит в этом конкурсе.
2 ЗАДАНИЕ
(Учащимся раздаются листы с нарисованной границей нашей страны)
Ребята, вы должны обозначить на вашей карте границы областных центров Беларуси и подписать, как они называются.
3 ЗАДАНИЕ
-- Обозначьте (напишите) на вашей карте страны, с которыми граничит Беларусь.
Учитель:– Великий художник Васнецов писал: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». Как вы считаете, ребята, а что создаёт величие нашего государства?
(Ответы детей)
Учитель:– Главным богатством нашей страны является её, со своими традициями и чертами белорусского человека. Многие наши соотечественники пользуются мировой славой во всем мире.
4 ЗАДАНИЕ
Сейчас вам будут представлены портреты великих людей, которые родились в Беларуси и прославили нашу страну во всем мире. Ваша задача узнать этого человека и назвать его.
5 ЗАДАНИЕ
Учитель:– Так уж повелось, что всех людей, проживающих на территории нашей страны, называют белорусами, независимо от их национальной принадлежности. В годины тяжёлых испытаний для страны белорусский народ находил в себе силы, чтобы справиться с ними. Всегда белорусы были верны своей Родине.
Ребята, а какие испытания выпадали на долю нашей страны?
(Ребята называют)
– Да, огромную цену заплатил белорусский народ за свою свободу. Погиб каждый третий житель нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В память о погибших во время ВОВ возведены мемориалы славы, памятники, на братских могилах никогда не вянут цветы.
(Ученик читает стихотворение).......
Учитель: – Белорусы всегда были истинными патриотами своей Родины. Какие же качества отличают белорусского человека? Давайте попытаемся назвать несколько черт, присущих именно белорусскомк человеку.
6 ЗАДАНИЕ
На листе ватмана вертикально написано слово «ПАТРИОТ». Ребята, вы подумайте и напишите к каждой букве качество, присущее именно белорусскому человеку.
П-пожертвование, помощь, ...
А- авторитет, активность, ...
Т- терпение, толерантность,...
Р- радушие, радость, риск, решительность, ...
И- искренность, ...
О- отвага, оптимизм, ...
Т- трудолюбие, ...
–Наша страна всегда выходила победителем в тех войнах, в которых она была вынуждена участвовать. А происходило это потому, что маленькие белорусы с самого раннего детства слышат родное белорусское слово, живут в атмосфере белорусской культуры и традиций.
7 ЗАДАНИЕ
Учитель:–Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете фольклор наших предков.
Гульня“Састаў прыказку” (Прыказка падзелена на дзве часткі. Неабходна знайсці пару да першай часткі).
Дарагая тая хатка……..як з роднай крыніцы
Усякаму мілая………..мягчэй чужой пярыны
Няма смачнейшай вадзіцы …….. як у раі
Родная зямелька …… дома лепей
У сваім краі …… свая старана
Усюды добра, а …… вуглы дапамагаюць
У сваёй хаце і …… дзе радзіла мяне матка
Чалавек без радзімы ……. чужына-мачаха
Радзіма – маці, …. сваё гняздо міла.
Усякай птушцы ……. што птушка без песні.
Правільныя варыянты
- Дарагая тая хатка,дзе радзіла мяне матка.
- Усякаму мілаясвая старана.
- Няма смачнейшай вадзіцы,як з роднай крыніцы.
- Родная зямелькамягчэй чужой пярыны.
- У сваім краі,як у раі.
- Усюды добра, адома лепей
- У сваёй хаце івуглы дапамагаюць.
- Чалавек без радзімышто птушка без песні.
- Радзіма – маці,чужына-мачаха.
- Усякай птушцысваё гняздо міла.
Учитель: А теперь, ребята, посмотрите на предметы, которые собраны в нашем кабинете. Все они сделаны умелыми руками наших предков. Каждый из вас пусть возьмёт любой предмет и расскажет, как он называется и для чего использовался.
(Чтец читает стихотворение)
Паклон табе, мой беларускі краю!
Ты – мой, я – твой : ад веку і навек.
Я зноў і зноў да сэрца прыкладаю
Твой ліст дубовы – як чароўны лек.
За хлеб, што ем, за песні, што спяваю,
За шчасце звацца іменем тваім –
Паклон табе, мой беларускі краю!
Ты – мой, я – твой: усюды і ва ўсім!
Ніл Гілевіч
Учитель:– Эти пронзительные слова нашего поэта Нила Гилевича – выражение любви к родному краю, отцовской земле, потому что для каждого из нас наша земля самая приветливая и неповторимая. И где бы мы не очутились позже, в каких бы прекрасных странах не побывали, мы всегда будем жджать встречи со своим Родимым краем – Беларусью!
Подведение итогов. Награждение команд.
Клубок-рефлексия.Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувчтвами вы покинете этот кабинет через несколько минут? Когда клубок попадет вам в руки, оберните ниткой указательный палец и закончите предложение “ Я люблю Беларусь, потому что …”
(Дети называют свои чувства и ощущения… Постепенно клубок побывает в руках у каждого и возвратится в руки к учителю)
Учитель: – Спасибо большое ребята за работу. Общение с вами было плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой эту нить, которая связала нас в одно целое (сворачивает нитку и кладет в коробочку). До свидания. До новых встреч!
раскрыть » / « свернуть