В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают. В подростковом возрасте самооценка неустойчива, то и дело колеблется от предельно высокого уровня до крайне низкого; подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством- третьего для него не существует, подросток должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным… а если он вынужден признать, что хоть что-нибудь у него не так, не на высшем уровне, то мнение о себе падает сразу и по всем пунктам. Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль). Девиантное поведение определяется биологическими и социальными факторами. Влияние биологических факторов спорно, не потому что нет такого влияния, а потому что существующие исследования не дают достаточно доказательств для четко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно-биологической обусловленностью человека. Характеристика семей, вызывающих асоциальное поведение: • семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное • поведение; • семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия; • семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка; • семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.
Тест «Стратегия семейного воспитания».
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав из четырёх предложенных вариантов ответа один, который наиболее соответствует воспитательной системе вашей семьи.
1.Чем, по Вашему мнению, в большой мере определяется характера человека – наследственностью или изменчивостью? А. преимущественно воспитанием; Б. сочетанием врождённых задатков и условий среды В. главным образом врождёнными задатками ;Г. ни тем, ни другим, а жизненным опытом
2.Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? А. это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности Б. абсолютно с этим согласен; В. готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей Г. затрудняюсь ответить, не задумывался об этом
3.Какие из суждений о воспитании Вы находите наиболее удачными? А. «Если вам нечего сказать ребёнку, скажите ему, чтобы он пошёл умываться». (Эдгар Хоу).; Б. «Цель воспитания – научить детей обходиться без нас». (Эрнст Легуве). В. «Детям нужны не поучения, а примеры». (Жозеф Жубер). Г. « Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному». (Томас Фуллер).
4. Считаете ли Вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? А. меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит Б. считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять интерес, возникающий у детей к этим вопросам В. когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявления безнравственности. ;Г. конечно, в первую очередь, это должны сделать родители
5.Как Вы обычно поступаете, когда требуется ребёнку дать деньги на карманные расходы? А. если просит, можно и дать; Б. лучше всего регулярно выдавать определённую сумму на конкретные цели и конкретные расходы В. целесообразно выдавать некоторую сумму на определённый срок (на неделю, на месяц), чтобы ребёнок сам учился планировать свои расходы Г. некоторую сумму выделяем на определённый срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.
6.Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребёнка обидел одноклассник? А. огорчусь, постараюсь утешить ребёнка; Б. отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика; В. дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие; Г. посоветую ребёнку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях 7.Как Вы отнесётесь к сквернословию Вашего ребёнка? А. постараюсь донести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято Б. сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребёнка впредь надо оградить В. подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы Г. ребёнок имеет право выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе
8.Ваш ребёнок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберётся компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустите Вы его? а. ни в коем случае. Такие сборища до добра не доведут. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших б. возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надёжных ребят в. он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоится г. не вижу причины запрещать 9.Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребёнок Вас солгал? А. постараюсь «вывести его на чистую воду» и пристыдить Б. если повод не слишком серьёзный, не стану придавать значения В. расстроюсь; Г. попробую разобраться, что его побудило солгать 10.Считаете ли Вы, что подаёте ребёнку достойный пример? А. безусловно; Б. стараюсь; В. надеюсь; Г. не знаю
Обработка результатов. Стиль поведения Номера вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Авторитетный б в в г в г а б г б Авторитарный а а г в б бб а аа Либеральный в б бб а а г в вв Индифферентный г г а а г в в г б г
Родители самостоятельно анализируют результаты теста. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.
Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересмотреть свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребёнку порой неуютно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребёнка, считаете простительным его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? Индифферентный стиль.
Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребёнку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.
Постарайтесь понять, каким же вы хотите видеть своего ребёнка, а также и самого себя как родителя. Как правильно общаться с подростком? Каждый родитель в праве сам выбирать стиль общения со своим ребенком. Так, одна категория родителей не принуждает ребенка к каким-либо действиям во время разговора, а другая – уверена, что добиться результата от общения можно исключительно путем применения разного рода требований к ребенку. В первом варианте между родителями и детьми складываются дружеские взаимоотношения, так как общение родителей со своими детьми основывается на советах, просьбах, шутках. А во втором случае формируется приказной характер общения, выражающийся в строгом тоне, излишней резкости и грубости, непрекращающихся требованиях и постоянном запугивании. Стиль общения родителей со своими детьми оказывает непосредственное влияние на формирование нравственного воспитания ребенка. Общение, которое формируется на основе взаимоуважения, доверия позволяет развивать у детей чувство максимальной самостоятельности, чувство собственного достоинства и доброжелательность к окружающим людям. Приказной стиль развивает у детей привычку подчиняться окружающим, не проявлять собственную инициативу, наблюдается скрытость, а порой и жестокость. Отрицательные эффекты от воспитания в пределах семьи могут быть не только результатом сложных отношений между членами семьи, но и при неравномерном разрастании доброжелательных эмоциональных контактов. Необходимо найти «золотую середину» при общении родителей с детьми, не стоит одаривать своих детей родительской любовью в неограниченном количестве, так как это может привести к эгоизму со стороны детей. В то же время не стоит быть слишком грубыми по отношению к ним. Функция общения заключается в том, что общающиеся стороны могут получать и давать оценки другой стороне. В первую очередь на формирование отношения к себе играет общение ребенка со своими родителями. Очень важно обеспечить такое общение родителей с детьми, которое не будет мешать ребенку, а напротив, будет позволять производить адекватную оценку способностей и возможностей личности. Помните, каждый ребенок уникален – не стоит его приравнивать, а тем более сравнивать с другими детьми. Правильный стиль общения является залогом успешного становления личности. Будем же к подростку внимательны и добры.
Анкета для родителей «Отклоняющееся поведение».
1.Какие формы поведения Вы назвали бы отклоняющимися от нормы? а)Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий); б)Побеги из дома; в)Грубость, сквернословие; ;г)Употребление алкоголя, пьянство; д) Курение; е)Раннее начало половой жизни; е)Хулиганство ; ж) Унижение других; з) Воровство; и)Неподчинение, критика взрослых; к) Ношение «вызывающей» одежды; л)Отрицательное отношение к учёбе; м) Драки, нанесение телесных повреждений; р) Употребление наркотиков; т)Что-то ещё Какие из них Вы считаете наиболее распространёнными среди сверстников ваших детей (назовите соответствующие номера ответов из первого вопроса)?
2.Сколько, примерно, времени в день Ваш ребёнок (или Ваши дети) предоставлен самому себе? а) Не более 1 часа; б) 2-3 часа; в) 4-5 часов; г) 6-8 часов; д) Более 8 часов; е)Затрудняюсь ответить
3.Что обычно делает Ваш ребёнок в свободное от учёбы время?
4.Что, с Вашей точки зрения, является основными причинами отклоняюшегося от нормы поведения? а)Стремление получить сильные впечатления; б)Заболевания ребёнка
5.К какому из специалистов Вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у Вашего ребёнка появились проблемы в поведении? а)Классному руководителю; б) Школьному психологу; в)Социальному педагогу; г)Психотерапевту; д) Инспектору по делам несовершеннолетних; е)Врачам; м)Справились бы самостоятельно; н)К кому-то ещё; л)Затрудняюсь ответить
6.Возникают ли у Вас опасения, что Ваш ребёнок может попасть в плохую компанию? а)Да; б)Нет; в)Затрудняюсь ответить
Памятка от психолога для родителей подростков
на тему "Профилактика зависимостей"
К сожалению, как бы мы не ограждали ребенка, но однажды это может случиться с каждым. К вашему ребенку подойдут - и предложат попробовать наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого "ловишь кайф", "у нас в компании все употребляют это", "попробуй - и все проблемы снимет как рукой" или "докажи, что ты уже взрослый".
Мы подготовили для вас небольшой материал о причинах начала употребления в подростковом возрасте, о том, как реагировать, если вы с этим уже столкнулись и какие действия можно предпринять, чтобы с этим не встретиться.
ПРИЧИНЫ И РИСКИ НАЧАЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ
Для начала важно сказать одну вещь. Так бывает, что дети в этом возрасте пробуют курить или выпивают алкоголь. Подростковый период – это период перехода от детскости к взрослости, и интерес к «взрослым, запрещенным» вещам, которые активно транслируются и в фильмах, и в музыке, и в обычной жизни - крайне естественен для этого периода.
Опасность начинается там, где «пробы» алкоголя, курения и других веществ сталкиваются с определенными личностными особенностями ребенка или неблагоприятными обстоятельствами его жизни.
Какие существуют факторы риска начала зависимости?
- Низкий уровень саморегуляции. Высокая эмоциональная неустойчивость. Импульсивность, сложности с выражением своих чувств, подгонка собственных чувств и эмоций под внешнее окружение.
- Низкая способность психологической защиты, не позволяющая справляться с эмоциональным напряжением. Низкая стрессоустойчивость. Тревожность.
- Отсутствие устойчивых личных интересов и хобби. Ощущение скуки, неспособность занять себя и найти себе дело по душе. Низкая мотивация к обучению.
- Низкая самооценка в сочетании с завышенными требованиями к себе, неуверенность в собственных силах.
- Сложности с формированием своего мнения. Конформизм и подстраивание под позицию большинства. Страх отличаться.
- Повышенная конфликтность, противостояние авторитетам; в сочетании с неспособностью продуктивного выхода из конфликта.
- Постоянное стремление к риску и поиску острых ощущений.
- Несформированность механизмов логического мышления, не позволяющих анализировать ситуацию во всей её полноте. Непонимание последствий своих действий.
- Проблемы в отношениях с семьей.
! Важно. Названные признаки могут присутствовать у всех детей в этом возрасте и это нормально. Они не есть показатель зависимого поведения, но они «почва» для того, чтобы такое поведение могло появиться.
Почему чаще всего подростки пробуют «первый раз»?
- Из любопытства.
- Чтобы казаться взрослее. Подростка может не удовлетворять статус в семье или школе: он уже вырос, а к нему относятся как к ребенку.
- Подражая моде. Моду на курение во многом формирует реклама, музыка, фильмы. В них образ курящего романтизируется.
- За компанию. Для подростка общение со сверстниками это основа его развития. В этом возрасте он ищет свое место, ищет способы общаться и дружить. Часто употребление может являться способом, за счет которого подросток выстраивает свой социальный статус.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ УЗНАЛИ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК КУРИТ, ВЫПИВАЕТ ИЛИ УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?
1. Не паникуйте.
Даже если Вы уловили подозрительный запах или поведение, это еще не означает, что теперь ребенок неминуемо станет курильщиком, алкоголиком или наркоманом. Прежде всего, следует успокоиться, гнев никогда не помогает решить проблему. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу, это может здорово подорвать доверительность в отношениях. Лучше серьезно обсудить с подростком возникшую проблему, сказать, что это вас беспокоит, вы огорчены создавшейся ситуацией. Вам следует подобрать видео/литературу/личный опыт по проблеме курения или употребления, ознакомиться с ней и познакомить с ней подростка. Не следует запугивать ребенка или предоставлять недостоверную информации. Четко заявите свою позицию относительно его употребления, не отвергая при этом самого подростка, не отказывая ему в понимании и поддержке. В некоторых случаях нужно набраться терпения, так как избавление, например, от курения требует времени.
2. Подумайте, что может являться причиной начала употребления.
Низкая самооценка, высокие притязания ребенка к самому себе или сложности с выстраиванием отношений со сверстниками, ощущение себя аутсайдером – поняв причину, эту проблему будет решить гораздо проще.
3. Обратитесь к специалисту.
Если Вы убедились, что подросток не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и Вы не в силах ему помочь, обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога или психотерапевта.
ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ
Лучшая методика недопущения приобщения детей к алкоголю, наркотикам и табакокурению - профилактика. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат. Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление психоактивных веществ (ПАВ) вашим ребенком
1. Общайтесь друг с другом. Общение - основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. В общении со взрослыми дети перенимают их способы воспринимать мир и реагировать на разные ситуации. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить о чем-то, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
2. Выслушивайте друг друга. Умение слушать - основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:
- быть внимательным к ребенку;
- выслушивать его точку зрения;
- уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним.
Демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или "Что ты об этом думаешь?". Не спрашивайте только о школе и его оценках, в подростковом возрасте кроме школы у подростка открывается целый мир переживаний.
3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас находятся ваши дети. Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Детям полезно услышать, что вы когда-то проходили те же трудности, с которыми сейчас сталкиваются и они.
4. Ставьте себя на его место. Было бы хорошо показать, что вы осознаете, насколько ему по-настоящему сложно. Часто взрослые обесценивают проблемы своих детей и считают их несерьезными.
- Проводите время вместе. Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков.
7. Дружите с его друзьями. Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее.
Поэтому важно в этот период постараться ближе узнать его друзей, возможно принять участие в организации их совместного досуга, то есть привлечь их к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь своему ребенку.
8. Помните, что ваш ребенок уникален. Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки.
9. Общайтесь с ним чаще как со взрослым. Представьте, что будет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза - в увещевательном, 50 - в обвинительном? Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний.
10. Подавайте пример. Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление так называемых разрешенных психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных".
раскрыть » / « свернуть