Статья 34. Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся
1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:
1.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
1.2. участие в управлении учреждением образования;
1.3. защиту прав и законных интересов обучающихся;
1.4. ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;
1.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
2. Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Статья 35. Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся
1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
1.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
2. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Статья 36. Социальная защита обучающихся
1. Социальная защита обучающихся — комплекс мер, установленных государством в целях обеспечения получения образования обучающимися, направленных на их материальное обеспечение, предоставление им государственных социальных льгот, прав и гарантий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
2. Финансирование расходов на обеспечение социальной защиты обучающихся осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников в соответствии с законодательством.
Статья 37. Принципы социальной защиты обучающихся
Основными принципами социальной защиты обучающихся являются:
гарантированность со стороны государства получения образования, материального обеспечения, государственных социальных льгот, прав и гарантий;
адресность.
Статья 38. Меры социальной защиты обучающихся
1. Мерами социальной защиты обучающихся являются:
1.1. пользование учебниками и учебными пособиями;
1.2. обеспечение питанием;
1.3. охрана здоровья;
1.4. стипендии и другие денежные выплаты;
1.5. обеспечение одеждой, обувью и другими необходимыми средствами и предметами первой необходимости;
1.6. обеспечение местами для проживания в общежитиях;
1.7. обеспечение местами для проживания в государственных гимназиях-интернатах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторных школах-интернатах, специальных общеобразовательных школах-интернатах, вспомогательных школах-интернатах, обеспечение питанием в специализированных лицеях, суворовских училищах, кадетских училищах, государственных школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторных школах-интернатах, средних школах — училищах олимпийского резерва, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), вспомогательных школах (вспомогательных школах-интернатах), центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
1.8. предоставление кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования;
1.9. транспортное обеспечение;
1.10. поддержка выпускников;
1.11. отпуска.
2. Законодательством могут быть установлены иные меры социальной защиты обучающихся.
Статья 126. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности
1. Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):
1.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);
1.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;
1.3. несоблюдения в период прохождения практики (производственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации;
1.4. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;
1.5. оскорбления участников образовательного процесса;
1.6. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;
1.7. порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;
1.8. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;
1.9. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
1.10. курения (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);
1.11. иных противоправных действий (бездействия).
2. Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, совершенное обучающимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
3. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.
Статья 127. Возраст, по достижении которого наступает дисциплинарная ответственность
1. К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития — семнадцати лет.
2. К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, а также к обучающемуся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству.
Статья 128. Меры дисциплинарного взыскания
1. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
1.1. замечание;
1.2. выговор;
1.3. отчисление.
2. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:
длительное отсутствие (более тридцати дней, а для лиц, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых (за исключением лиц, осваивающих содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование), более трех дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года;
систематическое (повторноев течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.
Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применятся к:
обучающемуся, не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, не прошедшему итоговую аттестацию за период получения общего базового образования при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования;
обучающемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет.
3. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.
Статья 158. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования
1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть организован:
1.1. в учреждениях образования;
1.2. на дому;
1.3. в организациях здравоохранения;
1.4. в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.
2. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.
Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
3. Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.
Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней, для учащихся I и II классов — не менее тридцати семи календарных дней.
Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов — не менее 10 календарных недель.
4. Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день неделидля проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации.
5. Изучение учебных предметов при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется на базовом, повышенном уровнях.
Базовый уровень изучения учебного предмета — изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое является обязательным при освоении учебной программы по этому учебному предмету.
Повышенный уровень изучения учебного предмета — изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета с углублением его содержания.
6. В учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, изучение учебных предметов осуществляется на базовом уровне. В гимназиях, гимназиях-интернатах, лицеях, специализированных лицеях, суворовских училищах (кроме специализированных по спорту классов) на II и III ступенях общего среднего образования, учреждениях высшего образования при обучении и воспитании на III ступени общего среднего образования отдельные учебные предметы изучаются на повышенном уровне, в гимназиях — колледжах искусств на II и III ступенях общего среднего образования учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, изучаются на повышенном уровне.
7. Учащиеся с учетом мнения их законных представителей исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.
8. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, занятия по физической реабилитации и музыкально-ритмические занятия (для учащихся санаторных школ-интернатов), практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.
Факультативные занятия — занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.
Поддерживающие занятия — занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования.
Консультации — занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в заочной форме получения образования.
Общественно полезный труд — занятия, направленные на формирование у учащихся трудовых умений и навыков.
9. Учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», как правило, проводятся раздельно для мальчиков (юношей) и девочек (девушек).
10. Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.
Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения уроков. Факультативные занятия в IX (X) — XI (XII) классах могут проводиться в шестой школьный день.
11. Получение общего среднего образования лицами, содержащимися в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь, осуществляется в средних школах (филиалах государственных средних школ), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
12. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания, специализированных по спорту классах, вечерних классах, или индивидуально.
Классы интегрированного обучения и воспитания — классы, создаваемые на I, II и III ступенях общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы общего среднего образования и образовательные программы специального образования.
Специализированные по спорту классы — классы, создаваемые на I, II и III ступенях общего среднего образования, в которых осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования и в целях спортивной подготовки учащихся организуется учебно-тренировочный процесс по видам спорта. Положение о специализированных по спорту классах утверждается Министерством образования Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством обороны Республики Беларусь.
Вечерние классы — классы, создаваемые на III ступени общего среднего образования, образовательный процесс в которых организуется по типовому учебному плану вечерней школы.
13. Наполняемость классов не должна превышать:
13.1. в I — IV классах — 20 учащихся;
13.2. в V — XI классах — 25 учащихся;
13.3. в I — XI специализированных по спорту классах, классах средних школ — училищ олимпийского резерва — 20 учащихся;
13.4. в I — IX классах базовых школ — колледжей искусств — 20 учащихся;
13.5. в I — XI классах средних школ — колледжей искусств — 20 учащихся;
13.6. в V — XI классах гимназий, гимназий-интернатов,гимназий — колледжей искусств — 20 учащихся;
13.7. в Х — XI классах лицеев — 20 учащихся;
13.8. в VII — XI классах специализированных лицеев, суворовских училищ — 20 учащихся;
13.9. в VIII — XI классах кадетских училищ — 25 учащихся;
13.10. в Х — XII классах вечерних школ, классах учебно-консультационных пунктов — 20 учащихся;
13.11. в Х — XII вечерних классах — 20 учащихся;
13.12. в I — XI классах санаторных школ-интернатов — 20 учащихся;
13.13. в I — XI классах школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — 20 учащихся;
13.14. в V — IX классах межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации — 25 учащихся;
13.15. в Х — XI классах межшкольных центров допризывной подготовки — 25 учащихся.
14. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:
14.1. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
14.2. не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
14.3. не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.
15. Открытие класса в учреждении образования, реализующем образовательные программы общего среднего образования, может осуществляться при наличии одного учащегося.
16. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
17. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
18. В учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня для учащихся I — IX классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
Статья 159. Общие требования к приему лиц для получения общего среднего образования
1. Прием лица для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья, если иное не установлено настоящей статьей. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, прием лица для получения общего среднего образования осуществляется также по результатам сдачи вступительных испытаний, проверки способностей к занятию отдельным видом спорта (в области отдельного вида искусства) и (или) с учетом состояния здоровья, спортивных достижений.
2. В I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
3. Прием лиц для получения начального образования, базового образования, среднего образования в специализированных по спорту классах учреждений общего среднего образования осуществляется на основании проверки способностей к занятию отдельным видом спорта при отсутствии противопоказаний к занятию спортом, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Порядок приема лиц для получения начального образования, базового образования, среднего образования в специализированных по спорту классах учреждений общего среднего образования определяется Министерством образования Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством обороны Республики Беларусь.
4. Прием лиц для получения базового образования, среднего образования в гимназиях, гимназиях-интернатах,гимназиях — колледжах искусств осуществляется по конкурсу на основании вступительных испытаний, а в гимназиях — колледжах искусств — также по результатам проверки способностей в области отдельных видов искусства.
Лица, получившие общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях — колледжах искусств, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования в этих гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях — колледжах искусств без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства.
Перечень, сроки и порядок проведения вступительных испытаний, порядок проверки способностей в области отдельных видов искусства, порядок приема лиц для получения базового образования, среднего образования в гимназиях, гимназиях-интернатах,гимназиях — колледжах искусств, порядок формирования по их итогам контингента учащихся определяются положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
Вне конкурса при условии получения на вступительных испытаниях отметок не ниже 6 (шести) баллов в гимназии-интернаты для получения базового образования, среднего образования в порядке перечисления зачисляются:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети из многодетных семей;
дети, проживающие в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тысяч человек.
Преимущественное право при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление для получения базового образования, среднего образования в гимназии, гимназии-интернаты имеют лица, имеющие более высокий средний балл по результатам итоговой аттестации за год обучения, предшествующий году приема, а в гимназии — колледжи искусств — лица, имеющие более высокий уровень способностей в области отдельных видов искусства.
Для организации приема лиц в гимназии, гимназии-интернаты, гимназии — колледжи искусств для получения базового образования, среднего образования, проведения вступительных испытаний, проверки способностей в области отдельных видов искусства и формирования по их итогам контингента учащихся создается приемная комиссия.
Лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе для получения базового образования, среднего образования в гимназиях, гимназиях-интернатах,гимназиях — колледжах искусств, подают в приемную комиссию указанных учреждений образования помимо документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, свидетельство об общем базовом образовании (для получения среднего образования), документы, подтверждающие право лиц на льготы при приеме в гимназии, гимназии-интернаты, гимназии — колледжи искусств для получения базового образования, среднего образования (при наличии права на льготы).
5. Прием лиц для получения среднего образования в лицеях, учреждениях высшего образования осуществляется по конкурсу на основании вступительных испытаний. Перечень, сроки и порядок проведения вступительных испытаний, порядок формирования по их итогам контингента учащихся определяются положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
Без вступительных испытаний при поступлении в лицеи, учреждения высшего образования для получения среднего образования зачисляются победители (дипломы I, II или III степени) республиканской олимпиады по учебному предмету, проведенной Министерством образования Республики Беларусь в учебном году, который завершился в год приема, для которых по этому учебному предмету определено вступительное испытание.
Преимущественное право при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление в лицеи, учреждения высшего образования для получения среднего образования в порядке перечисления имеют:
победители (дипломы I, II или III степени) третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету, проведенной Министерством образования Республики Беларусь в учебном году, который завершился в год приема, для которых по этому учебному предмету определено вступительное испытание;
лица, имеющие более высокий средний балл свидетельства об общем базовом образовании;
лица, имеющие в свидетельстве об общем базовом образовании более высокий средний балл по учебным предметам, по которым проводятся вступительные испытания.
Для организации приема лиц в лицеи, учреждения высшего образования для получения среднего образования, проведения вступительных испытаний и формирования по их итогам контингента учащихся создается приемная комиссия.
Лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе для получения среднего образования в лицеях, учреждениях высшего образования, подают в приемную комиссию указанных учреждений образования помимо документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, свидетельство об общем базовом образовании, документы, подтверждающие право лиц на льготы при приеме в лицей, учреждение высшего образования для получения среднего образования (при наличии права на льготы).
6. Прием лиц для получения базового образования, среднего образования в специализированных лицеях осуществляется по конкурсу на основании вступительных испытаний и при отсутствии противопоказаний к обучению в специализированном лицее, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Лица, получившие общее базовое образование в специализированных лицеях, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования в этих специализированных лицеях без сдачи вступительных испытаний.
Перечень и сроки проведения вступительных испытаний определяются Правилами приема в специализированный лицей, утверждаемыми Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.
В специализированные лицеи принимаются лица, которые завершили обучение в VI классе на II ступени общего среднего образования.
Вне конкурса при условии получения на вступительных испытаниях отметок не ниже 4 (четырех) баллов в специализированные лицеи в порядке перечисления зачисляются:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».
Преимущественное право при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление в специализированные лицеи в порядке перечисления имеют:
лица, имеющие более высокий средний балл по результатам итоговой аттестации за VI класс;
лица, имеющие более высокий балл по результатам вступительного испытания по учебному предмету, определяемому Правилами приема в специализированный лицей;
лица, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения.
Для организации приема лиц в специализированные лицеи, проведения вступительных испытаний и формирования по их итогам контингента учащихся создается приемная комиссия.
Лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе для получения базового образования, среднего образования в специализированных лицеях, подают в приемную комиссию специализированных лицеев помимо документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, свидетельство об общем базовом образовании (для получения среднего образования), документы, подтверждающие право лиц на льготы при приеме в специализированный лицей (при наличии права на льготы).
7. В суворовские училища принимаются несовершеннолетние граждане Республики Беларусь мужского пола, которым по состоянию на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется двенадцать лет (но не более тринадцати лет) и которые завершили обучение в VII классе на II ступени общего среднего образования.
Порядок приема лиц для получения общего среднего образования в суворовских училищах устанавливается Президентом Республики Беларусь.
8. В кадетские училища принимаются лица, которые завершили обучение в VII классе на II ступени общего среднего образования.
Порядок приема лиц для получения базового образования, среднего образования в кадетских училищах устанавливается Президентом Республики Беларусь.
9. В школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от шести до восемнадцати лет. Вместе со старшими братьями и сестрами в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут приниматься дети в возрасте от трех лет.
Прием в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основании следующих документов:
решения местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) ребенка об устройстве его на воспитание в детское интернатное учреждение;
направления управления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета);
свидетельства о рождении или иного документа, удостоверяющего личность;
медицинской справки о состоянии здоровья.
10. В санаторные школы-интернаты принимаются дети с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани, с соматической патологией, больные туберкулезом и с риском его развития.
Прием в санаторные школы-интернаты осуществляется до начала учебного года или четверти. Прием лиц в санаторные школы-интернаты после начала учебного года (четверти) осуществляется при наличии свободных мест.
Преимущественное право при приеме в санаторные школы-интернаты в порядке перечисления имеют:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети, находящиеся в социально опасном положении;
дети, один из родителей которых является инвалидом;
дети из многодетных семей.
Для приема в санаторные школы-интернаты лица подают помимо документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, следующие документы:
направление управления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета);
документы, подтверждающие право лица на льготы при приеме в санаторную школу-интернат (при наличии права на льготы).
Направления в санаторные школы-интернаты выдаются управлением образования областного исполнительного комитета (комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета) на основании заключения врачебно-консультационной комиссии.
11. Прием лиц для получения общего базового образования, общего среднего образования в базовых школах — колледжах искусств, средних школах — колледжах искусств осуществляется по конкурсу на основании проверки способностей в области отдельных видов искусства.
Сроки и порядок проведения такой проверки, порядок приема лиц для получения общего базового образования, общего среднего образования в базовых школах — колледжах искусств, средних школах — колледжах искусств определяются положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
Для организации приема лиц в базовые школы — колледжи искусств, средние школы — колледжи искусств для получения общего базового образования, общего среднего образования, проведения проверки способностей в области отдельных видов искусства и формирования по ее итогам контингента учащихся создается приемная комиссия.
12. Прием лиц для получения общего среднего образования в средних школах — училищах олимпийского резерва осуществляется с учетом спортивных достижений лиц и при отсутствии противопоказаний к занятию спортом, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Порядок приема лиц для получения общего среднего образования в средних школах — училищах олимпийского резерва определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.
Для организации приема лиц в средние школы — училища олимпийского резерва для получения общего среднего образования, проведения оценки спортивных достижений и формирования по ее итогам контингента учащихся создается приемная комиссия.
13. Прием лиц для получения общего среднего образования в части, не урегулированной настоящим Кодексом, осуществляется в соответствии с положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
Статья 160. Получение общего среднего образования на дому
1. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения общего среднего образования на дому.
Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
2. Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося или государственным учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому.
3. Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) учащегося на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.
4. Порядок организации получения общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Статья 163. Аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
1. Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.
2. Экстерн — учащийся, который полностью или частично освоил содержание образовательной программы базового образования или образовательной программы среднего образования самостоятельно либо в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию, и в целях подтверждения этого при наличии уважительных причин неосвоения указанных программ в учреждении образования допущен к аттестации в порядке экстерната.
3. Экстернат — процедура итоговой аттестации учащегося, которая выражается в выставлении экзаменационных отметок по учебным предметам типового учебного плана базовой школы при освоении содержания образовательной программы базового образования, типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательной программы среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, в том числе выпускные экзамены, и (или) в выставлении отметок из справки об обучении.
4. Результаты аттестации в порядке экстерната оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо делается запись «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов и запись «не изучал(а)».
5. Решение о допуске к аттестации в порядке экстерната принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) лица на основании его заявления (заявления законного представителя несовершеннолетнего).
Аттестация в порядке экстерната проводится государственным учреждением общего среднего образования. Государственные учреждения общего среднего образования, которые проводят аттестацию в порядке экстерната, определяются отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа.
Порядок аттестации в порядке экстерната определяется Министерством образования Республики Беларусь.
6. При проведении промежуточной и итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Критерии оценки поведения учащихся определяются Министерством образования Республики Беларусь.
Статья 164. Текущая и промежуточная аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
1. Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок.
2. Промежуточная аттестация выражается в выставлении отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации.
3. Результаты текущей и промежуточной аттестации учащихся, за исключением учащихся I и II классов, оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «неизучал(а)».
4. Текущая и промежуточная аттестация учащихся I и II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
5. Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
Статья 165. Итоговая аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
1. Итоговая аттестация проводится по завершении учебного года, обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования.
2. Итоговая аттестация по завершении учебного года выражается в выставлении отметок за год (годовых отметок) с учетом результатов промежуточной аттестации в текущем учебном году.
3. Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования выражается в выставлении итоговых отметок по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, с учетом годовой и экзаменационной отметок.
4. Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
5. Учащиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от выпускных экзаменов. Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Иные основания освобождения учащихся от выпускных экзаменов устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. В случае освобождения учащихся от выпускных экзаменов итоговая аттестация осуществляется на основании годовых отметок.
6. К итоговой аттестации допускаются учащиеся, выполнившие учебные планы и учебные программы.
7. Результаты итоговой аттестации учащихся оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».
8. Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок.
9. Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительных причин или получившим по ее результатам отметки 0 (ноль) баллов, «не зачтено», «не аттестован(а)», предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок.
10. Порядок проведения итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образовани яопределяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
раскрыть » / « свернуть